Перечисленные выше парфюмерные изделия состоят из растворителя и ароматических веществ, а также иногда и красителей, которые придают содержимому флакона розовый, голубой, янтарный или любой другой цвет. В качестве растворителя используют этиловый спирт или раствор спирта с водой разной концентрации. Ароматические вещества – это растительные эфирные масла; компоненты животного происхождения (мускус и амбра); синтетические вещества (ваниль).
Вы обращали внимание, что с течением времени аромат парфюмерии изменяется? Это происходит потому, что парфюмерная композиция строится по принципу триады. Соединяя в одном флаконе ароматические вещества с разной степенью летучести, парфюмер как будто извлекает из драгоценной жидкости три неповторимые ноты, которые, отзвучав положенное время, последовательно сменяют друг друга. Начальная нота аромата состоит из самых летучих ароматических веществ. Она проявляется сразу после нанесения парфюма и сохраняется около 10 минут. Ее сменяет нота сердца, составленная из довольно медленно испаряющихся веществ. У разных видов парфюмерии она может держаться до десятка часов. Именно нота сердца характеризует парфюмерную композицию. Когда гаснет нота сердца, остается шлейф, или базовая нота, составленная из самых нелетучих ароматических веществ. Если капля парфюма попала на меховую или шерстяную одежду, то аромат шлейфа может сохраниться на ней несколько месяцев. Иногда ноты триады объединяет общий стержень. Например, в туалетной воде для мужчин Eau d’Ikar элитной французской марки Sisley ароматическая композиция строится вокруг острого бальзамического аромата корсиканского мастикового дерева. В разных нотах триады его поддерживают разные ароматы: свежую и взрывную начальную ноту формируют цитрусовые аккорды, теплое сердце – тростниковые, чайные, древесно-пряные и цветочные, а сдержанно-чувственный шлейф образуют глубокие дымные ароматы ладанника, сандала и корней ветивера.
Виды парфюмерии различаются, прежде всего, концентрацией ароматических веществ и спирта, от которых зависит и стойкость аромата, и его цена.
Духи (фр. Parfum, англ. Perfume, Perfume extract, Exstrait) содержат 15-40% ароматических веществ, растворенных в 90-95% спирте. Духи – самый стойкий и дорогой вид парфюмерии, на хлопчатобумажной ткани они держатся до 30 часов.
Парфюмерная вода (Eau de Parfum, Parfum de Toilette, дневные духи) содержит 10-20% ароматических веществ, растворенных в 85-90% спирте. Этот аромат гораздо легче духов, он «живет» около 5 часов.
Туалетная вода (Eau de Toilette) содержит 5-15% ароматических соединений в 80-85% спирте. Она довольно легкая, ее можно возобновлять несколько раз в течение дня.
Одеколон (Eau de Cologne) содержит 3-8% ароматических веществ в 70% спирте. Однако нельзя однозначно утверждать, что парфюмерная вода больше насыщена ароматическими веществами, чем туалетная. Ведь в коллекциях разных парфюмерных домов может быть предусмотрена разная концентрация ароматических веществ для этих видов парфюмерии. И 15% эфирных масел в туалетной воде одного производителя дадут более стойкий и насыщенный аромат, чем 10% ароматических соединений в парфюмерной воде другого парфюмерного дома. Значит, концентрация спирта и ароматических веществ – это все, чем различаются духи, парфюмерная вода и туалетная вода? Разница, оказывается, не только в этом, но и в балансе триады. В духах делается «перевес» в пользу шлейфа (этим не в последнюю очередь объясняется стойкость аромата); в парфюмерной воде самым сильным является сердце, а в туалетной отчетливее всего звучит начальная нота. Иногда в составе одной коллекции для разных концентраций парфюмеры используют настолько разный состав ароматических масел, что схожим остается только общее восприятие нот триады. Парфюмерная вода для мужчин встречается далеко не во всех коллекциях ароматов. Считается, что стойкости туалетной воды вполне достаточно для мужчины (да и для женщины в дневное время). К тому же, парфюмерия в относительно слабых концентрациях (туалетная вода и одеколон) более приемлема в деловой среде и, в отличие от парфюмерной воды для мужчин, идеально подходят людям, ведущим активный образ жизни, занимающимся спортом. Поэтому в большинстве коллекций мужская линия представлена исключительно туалетной водой и одеколоном.